Фетиш перевод

Фетиш перевод

Содержание:

Фетиш это:

Фетиш Фетиш, фетишизм – определения сравнительного исследования религии, ведущиесвое начало от португальского слова “feiticо” (латинское factitius -магический, чудодейственный). данным термином португальцы обозначалиразличные собственности католического моды – реликвии святых,чудодейственные четки и фолианту аналогичные религиозные талисманы. Послеознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого иНевольничьего берега), в XV в. они тут же стали использовать этот же термин ковсем тем странноватым вещественным объектам (кусочки дерева, камни, горшки сземлей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к коим негрыотносились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу. В формеfetiche, fetich термин со временем получил право гражданства вофранцузском, британском и иных европейских языках. В науку, в качествеобобщающего термина для целой группы религиозных фактов, в первый раз ввелего в одна тысяча семьсот шестьдесят г. узнаваемый де Бросс. в книжке: “Du culte des dieax fetichesоu Parallele de l’ancienne Religion de l’Egypte avec la religion deNigritie”; однако он ошибочно сообразил самую природу фетишизма и отдал ему же слишкомширокое значение. Под фетишем де Бросс осознавал “все, что человеквыбирает объектом поклонения, напр. дерево, скалу, море, кусочек дерева,львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение. рыбу, тюльпан. некоторыхживотных, как скотин, козлов, слонов, овец и т. п.”, причём поклонениенеодушевленным объектам он осознавал как сознательное поклонение конкретно имсамим, а не свойственным им разумным началам. Конт еще больше расширил терминфетишизма, обозначая им анимистическое мнение первобытного человекана объекты вещественного земного шара и весь первобытный культ вообщем. Донастоящего времени многие учёные готовы относить к фетишизму культживотных, цветков, феноменов природы и т. д. (Липперт), либо все объектыпервобытного культа (Басиан), упраздняя тем любую точность иопределенность термина. Более либо наименее ограничил его значение Тайлор,считая фетишизм только второстепенной отраслью анимизма, конкретно “учением одухах, воплощенных в материальных предметах, либо, связанных с ними, илидействующих чрез их посредство”, и отделяя от него культ зверях,цветков, феноменов природы, духов, кумиров. но также и в данном виде терминначинает не удовлетворять учёных; Джевонс. напр. предлагает совершенноупразднить его, как пугающий собственной неопределенностью. Тем не менеетермин может удержаться в науке, ежели под ним иметь в виду не отдельнуюстадию религии (какой же в реальности ни разу не было) и непсихологическую группу фактов, а совокупа отдельныхнеодушевленных предметов (однако не монолитных феноменов природы), в ихестественном виде либо так либо по другому адаптированных, составляющих в томили другом смысле объект культа. Культ фетишей существует не у одних негров, однако у крайних он достигнаиболее различного развития. Нет такового объекта, хотя б самогоничтожного, вроде обычного булыжника либо куска дерева, коий не могбы быть фетишем, и нет такового дива, коего сей жалкий объект немог совершить. необходимо лишь уметь его избрать, окружить заботами и нераздражать. “Фетиши встречаются на любой тропинке, у всякого брода, накаждой дверцы; они висят, в виде амулетов, на шейке у всякого человека; онипредохраняют от заболевания либо, напротив, причиняют её в случаепренебрежения к ним; приносят дождик, заполняют море рыбами, ловят инаказывают вора, присваивают храбрость, приводят в смятение неприятелей” ит. д. (Вайц). Рёмер встречал даже целые дома фетишей. В 1-ом из нихбыло собрано до двадцать тысяч самых разных объектов, как напр. горшок скрасной глиной, в коию воткнуто было петушье перо; древесные колья,обмотанные шерстью; перья попугая, людские волосы и т. д. Средиэтих вещей, развешанных по стенкам и валявшихся на полу, находилсякрошечный стул, рядом – таковой же матрац, на коем Ф. мог отдыхать иливкусить из бутылочки с ромом, стоявшей около. В сей заветный музей,собранный усилиями практически всех поколений, старенькый владелец-негр приходилпосидеть и выпрашивать у собственных покровителей различных милостей. Не всеобъекты данного музея имели однообразное происхождение, не все пользовалисьодинаковым поклонением: некие имели значение реальных божеств,иные – талисманов, однако они все имели то массовое, что воображали собоюпростые вещественные объекты, даровитые, по представлению негра,чудодейственной силой и к нему благорасположенные. схожее поклонениематериальным объектам встречается не у одних негров: его можно считатьуниверсальным у народов самых разных ступеней развития. В видепереживаний мы находим его и в нашей своей среде. Когти, рога,хвост, пенис, скин и прочие части звериного – объекты культа у самыхразличных народов; настолько же всераспространено поклонение палкам, валунам идругим схожим объектам неодушевленной природы. В центральной Австралиисамые заветные объекты культа – палки и камешки, коим приносят жертвыкрови. Дакоты поднимают с земли обыкновенные булыжники, раскрашивают их иприносят им жертвоприношения, величая дедами. Бразильские племенавтыкают палки в землю и приносят им жертвы. На свежих Гебридахпоклонялись голышам, промытым водой. Даже у более цивилизованныхнародов. как древнейшие перуанцы, индусы, греки, семиты, мы находимподобные же факты: вспомним заветные камешки Мекки, камешки и прочие Ф.веддического культа, камешки старых, коим создавали возлияния маслом,дорожные камешки индусов, древнейшие религиозные монументы греков, о которыхГрот гласит, что они нередко состояли из обычного столба, доски,неотесанного валуна либо бревна – а меж тем все близлежащие жителипоклонялись им и приносили дары. Паллада-Афина, коей афиняневоздвигали потом таковые художественные скульптуры, первоначальноизображалась в виде обычного необтесанного столба. В Европе поклонениекамням сохранилось до сравнимо недавнешнего времени. ещё в одна тысяча восемьсот пятьдесят один г.обитатели о-ва Инниски (Ирландия) заботливо заворачивали камешки в кусокфланели и экспонировали их на поклонение в узнаваемые деньки. В Норвегии доконца ХVIII в. существовал обычай коллекционировать круглые камешки, коие каждыйчетверг вечерком мыли, смазывали маслом пред огнём, клали на почетноеместо, а в определённые деньки купали в пиве, чтоб они отправили в домсчастье и довольство. иные объекты фетишизма удивляют своейстранностью. У североамериканских краснокожих, напр. любой человек с юныхлет получает во сне указание выше, какой же объект обязан ему же служить навсю жизнь лекарством. это могут оказаться самые различные вещи -целое звериное либо часть его, кожа. когти, перо, раковина. растение,камень, нож, трубка и т. и. этот объект делается для данного лицабожеством-покровителем, коему приносятся жертвы и т. д. У болеекультурных народов всераспространено поклонение орудиям ремёсла. Так, мечпользуется поклонением у раджпутов; в Бенгале плотники поклоняютсятопору, пиле, бураву, брадобреи – бритве, зеркалу, ножницам, писцы -собственной чернильнице и перьям и т. д.; в земледельческом населениисуществует поклонение ситу. Поклонение плугу было понятно древнимгерманцам. Генезис фетишизма чрезвычайно сложноват, однако вообще он скрывается ванимистическом мнении на природу, по коему даже объектынеодушевленного земного шара талантливы жизнью, разумом, волей и душой. Поэтомуодносторонне мировоззрение, объясняющее фетишизм в большей степени тем, что фетишявляется вместилищем вселившегося в него снаружи духа-божества. Первичнымтипом фетиша обязано считать тот самый. в каком усматривали самостоятельную,в нём самом кроющуюся, а не внешнюю, вселившуюся в него снаружи силу.Первобытный человек в любом камешке, в любом кусочке дерева лицезреет нечтоживое. Поразительным образцом такового дела служить может речьорочского шамана, обращенная к первому попавшемуся булыжнику, поднятомуим для гадания: “О ты, что живешь от начала времён, ты все знаешь,скажи, чем болен таковой-то?” (Штернберг). Долговечность валуна -совсем достаточное основание для заключения об его всеведении. Длятого, чтоб из вещественного объекта сотворить Ф. первобытный человекдолжен, тем не менее, иметь основание мыслить, что этот объект отличаетсячем-нибудь особым от иных, ему же схожих. ежели тот самый либо иной объектимеет не очень обычную форму либо обнаружен при какой же-нибудьнеобыкновенной ситуации, ежели присутствие его случаем сопровождаетсякакимнибудь экстраординарным обстоятельством – фортуной либо, напротив,несчастьем (пример – обоготворение случаем попавшего к кафрам якоря,вызванное тем, что повелитель. отломав от него кусочек, случаем скоро послетого погиб), ежели, в конце концов, он выказал внимание к собственному фанату(знаменит рассказ о негре, коий, при выходе из дома, споткнувшись окамень, воскрикнул: “А! это ты!” и создал его своимфетишем-покровителем), то во всех таковых случаях первобытный человекрешает, что этот объект – не простое существо, а могучее и, ежели заним поухаживать, могущее быть полезным. Высшей формой фетишизмаявляется тамошняя, когда сила объекта заключается не в нём самом, а вовселяющемся в нём духе-божестве, или в силе, полученной чрез егопосредство. такая природа фетишизма у негров западной Африки, культкоторых не так давно вновь критически обследован английским исследователемЭллисом. Основой данного культа, стоящего не ниже иных политеистическихкультов, служат божества общие (бог дождика, неба и т. д.), здешние (боггор, рек, урочищ и т. д.) и злые (sassabonsum и др.). Божества двухпоследних групп способны вселяться не только лишь в жрецов, но также и вотдельные объекты (кусочек дерева, валуна, горшок с землёй и т. д.), еслиони добыты в пространствах обычного нахождения данных божеств. От вселенияместных божеств получаются фетиши-покровители отдельных общественныхединиц, общин, компаний, от вселения sassabonsum – Ф. отдельных лиц,главное предназначение коих причинять зло противникам их обладателей. По своейприроде данные Ф. ничем не отличаются от кумиров, и лишь по сугубо внешнимпризнакам (отсутствие определённых изображений) их систематизируют особенно,как Ф. Вселяться могут не только лишь души божеств, но также и души погибших представителей рода людского иживотных, объектом собственного вселения в большинстве случаев выбирающие своисобственные прах. Отсюда поклонение мумиям у египтян, обычайпервобытных народов возить с собой кости и черепа собственных протцов,приносить им жертвоприношения и вообщем оказывать почитание; отсюдаобычай хранить череп неприятеля, чтобы владеть его душой, обычай поклонениятаблице протцов у китайцев, верящих, что в их вселяется 1 на из трехдуш предка; отсюда, в конце концов, поклонение когтям, хвосту, рогам, черепам,поверхности тела, перьям заветного звериного – поклонение, играющее таковую роль вфетишизме и в так именуемой магии. дальше, вследствие поверья, что душипредков вселяются в деревья, камешки, песчинки, зерна, листья и т. п.,появляется культ схожих предметов, снова-таки связанный с высшимипредставлениями о душах, а не с самой материей объектов. Гамары в днижертвоприношений сажают за столик палки, срезанные от деревьев либо кустов,посвященных погибшим, и угощают их яствами; австралийцы поклоняются своимпредкам в виде палок и камешков и т. д. Есть, дальше, фетиши, коие необладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а приобретают силу лишьвследствие близости их либо дела к фолианту либо альтернативному божеству илисвященному предмету и приобретаемого таким макаром табу. вещица, заимствованная изхрама, гробницы шамана, местонахождения какого-нибудь божества и т. п.мест, в силу собственного табу. готов стать могучим посредством против неприятеля илибожеством-хранителем. в конце концов, есть фетиши, происхождение которыхсвязано с той самой специфичной логикой первобытного человека, котораясоздала симпатическую магию. довольно указать на таковые примеры, какталисманы халдеян с псевдонимами богов, обычай египтян класть в могилукартины, изображающие мертвеца за возлюбленными его утехами, лечениенастоем из-под бумажки, исписанной заклинаниями и т. п. сей родфетишизма в собственной базе снова-таки имеет анимистическую подкладку. Кфетишизму чрезвычайно близко примыкает язычество: кумир отличается отфетиша лишь тем, что он представляет собой вещественный объект,коему дана тамошняя либо иная звериная либо людская форма. Раз имеетсяна личико вещественное изображение, оно, по мнению анимиста,непременно или располагает своей, самостоятельной душой, или можетстать обителью того либо иного духа (глядя по форме кумира), по тем илидругим суждениям решившегося поселиться в нём. Психологияидолопоклонства – тамошняя же, что у фетишизма: вера, что в кумире естьмогущественная душа либо что в него вселился дух божества, коий, внаграду за неплохой уход либо за прекрасную форму, ему же эту, оказываетпомощь человеку. Фетишизм, начиная с де Бросса, продолжительное время считалисамой низшей и первобытной формой религии; однако это мнение явилось лишьрезультатом неправильного мнения о фетише, как о мертвом объекте,поклонение коему могло иметь пространство лишь на самой низшей ступениумственного развития. по сути фетишизм возникает только в периодполного развития анимистического миропонимания, намного позжевозникновения фамильных и общих божеств, а некие формы его, как напр.поклонение инструментам, орудиям и т. д. являются непосредственнымрезультатом последнего развития политеизма, с его особенными божествами длякаждого упражнения, для всякого отдельного рода предметов. Ср. Waitz,”Anthropologie” (т. II); Э. Тайлор, “Primitive culture” (т. II, гл.XIV);Спенсер, “Основание социологии” (т. один); Fr. Schultze, “Der Fetichismus”(Лпц. одна тысяча восемьсот семьдесят один); Бастиан, “Der Fetish an der Kuste Guineas” (Б. одна тысяча восемьсот восемьдесят четыре);Baudin, “Fetichisme et feticheurs” (Лион. одна тысяча восемьсот восемьдесят четыре); Ellis, “TheTschispeaking Peoples”, “The Ewe-Speaking Peoples” и “TheJoruba-Speaking Peoples”; F. B. Jevons, “An introduction to the historyof Religion” (Л. одна тысяча восемьсот девяносто шесть). Л. Ш – г.

Смотреть что такое “Фетиш” в других словарях:

Сексшоп: порнофильмы и интимные товары.

Закрыть меню
×

Корзина